Администрация сельского поселения
Октябрьский сельсовет
муниципального района
Стерлитамакский район
Республики Башкортостан

Памятка по вопросу перехода на новую систему обращения с отходами

С 1 января 2019 года вся страна перейдет на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Основной целью реформы является минимизация захоронения отходов путем максимального отбора «полезных компонентов» на сортировочных комплексах, введения раздельного сбора,  компостирования органических отходов, переработки и безопасного размещения не утилизируемых отходов, тем самым снижение негативного воздействия на окружающую среду и сокращение несанкционированных свалок, которые на сегодняшний день расположены рядом практически с каждой деревней.

Термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2015 года и пришел на смену твердым бытовым отходам.

Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

С нового года услуга по вывозу ТКО перейдет из статуса «жилищной» в статус «коммунальной» (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ), вступит в действие институт регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Региональный оператор по обращению с ТКО

Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – регоператор) – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регоператора.

Регоператор занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делать это он может не только самостоятельно, но и с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Регоператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО: сбор – транспортировку – обработку – захоронение. Его услуги оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов.

Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан, утвержденной постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 ноября 2016 года №480, территория республики поделена на 5 зон. В каждой из зон на основании конкурсного отбора, проведенного Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, в 1 полугодии 2018 года был выбран регоператор:

в зоне № 1 – МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (городской округ город Уфа, муниципальные районы Архангельский, Белокатайский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Иглинский, Кармаскалинский, Кигинский, Кушнаренковский, Мечетлинский, Нуримановский, Салаватский, Уфимский, Чишминский районы);

в зоне № 2– ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (городские округа города Агидель, Нефтекамск, муниципальные районы Аскинский, Балтачевский, Бирский, Бураевский, Дюртюлинский, Илишевский, Калтасинский, Караидельский, Краснокамский, Мишкинский, Татышлинский, Янаульский районы);

в зоне № 3 – ООО РО «Эко-сити» (городские округа города Кумертау, Салават, Сибай, Стерлитамак; муниципальные районы Абзелиловский, Аургазинский, Баймакский, Белорецкий, Бурзянский, Гафурийский, Зианчуринский, Стерлибашевский, Зилаирский, Ишимбайский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Миякинский, Стерлитамакский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский районы);

в зоне № 4 – ООО «Экология Т» (городской округ город Октябрьский, муниципальные районы Альшеевский, Бакалинский, Белебеевский, Бижбулякский, Буздякский, Давлекановский, Ермекеевский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский район);

в зоне № 4+ – ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (закрытый автономный территориальный округ город Межгорье).

По договору на оказание услуг регоператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые в нем определены, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за обращение с ТКО появляется у регоператора с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления.

 

Создание и содержание контейнерных площадок

Обязанность по созданию контейнерных площадок с 01 января 2018 года возложена на органы местного самоуправления Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039. Также администрации будут обязаны вести реестр мест (площадок) накопления ТКО и размещать информацию о внесении или изменении данных в этом реестре в сети «Интернет».

Контейнерную площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156. Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

 

Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО

С 1 января 2019 года все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по закону заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором и оплачивать данную услугу.

Все ранее заключенные договора на размещение и транспортирование отходов будут считаться недействительными. Права на освобождение от заключения договора по обращению с ТКО с региональным оператором не имеет ни одно юридическое лицо за исключением случаев, предусмотренных законом.

Регоператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО регоператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ № 1156 от 11.12.2016  «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – постановление Правительства РФ № 1156). В нем предусмотрено определение объема, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, способ складирования, периодичность вывоза.

Регоператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регоператора размещает одновременно в печатных средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет регоператору заявку потребителя и документы, предусмотренные пунктами
8.5 – 8.7
  Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ
№ 1156.

В случае если потребитель не направил регоператору заявку в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Требования к складированию ТКО для потребителей

Потребители обязаны складировать ТКО в местах (площадках) накопления отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённом с регоператором, должен быть указан способ складирования ТКО.

Складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами, прописанными в договоре:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные регоператором.

Крупногабаритный отход – мебель, техника и др. – собирается в бункерах или на специальных площадках, предназначенных для этих целей.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО. Потребителям запрещено устраивать несанкционированные свалки и собирать ТКО вне контейнеров.

Важно помнить об ответственности: если региональный оператор обнаружит несанкционированное место сбора отходов, объёмом 1 кубический метр, он вправе уведомить ᴏ нарушении орган, осуществляющий региональный государственный  экологический надзор – Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан. За 30 дней собственник земельного участка должен ликвидировать свалку. Если он не предпримет никаких действий, свалку убирает региональный оператор, после чего обращается в суд за возмещением убытков.

 

 

 

 

Оплата услуг по обращению с ТКО.

Новая строка — «за оказание услуги по обращению с ТКО» — появится в платежках жителей Башкирии с февраля 2019 года по аналогии с платой за газ, воду и электроэнергию.

Плата граждан за услугу по обращению с ТКО согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 рассчитывается как произведение тарифа и норматива накопления твердых коммунальных отходов на 1 человека.

Максимальный расчетный размер платы граждан за услугу по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на 1-го проживающего составит:

в зоне № 1  – 70, 23 рублей в многоквартирном доме (МКД) и 71,33 рублей в индивидуальном жилищном доме (ИЖС);

в зоне № 2 – 94,35 рублей в МКД и 95,82 рублей в ИЖС;

в зоне № 3 – 95,61 рублей в МКД и 97,10 рублей в ИЖС;

в зоне № 4 – 95,33 рублей в МКД и 96,82 рублей в ИЖС;

в зоне № 4+ – 98,88 рублей в МКД и 100,43 рублей в ИЖС.

Правительством Российской Федерации в настоящее время прорабатывается вопрос фиксации ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года и освобождению от налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, оказываемых региональными операторами.

В случае принятия Правительством Российской Федерации вышеуказанных решений, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам будет пересмотрены предельные тарифы для региональных операторов, в результате чего  плата граждан может снизиться и составить на 1-го проживающего:

в зоне № 1  – 57,65 рублей в МКД и 58,55 рублей в ИЖС;

в зоне № 2 – 77,05 рублей в МКД и 78,25 рублей в ИЖС;

в зоне № 3 – 78,08 рублей в МКД и 79,30 рублей в ИЖС;

в зоне № 4 – 77,86 рублей в МКД и 79,07 рублей в ИЖС;

в зоне № 4+ – 80,76 рублей в МКД и 82,02 рублей в ИЖС.

Вместе с тем Правительством Республики Башкортостан до момента формирования мест накопления отходов, контейнерной базы в необходимом количестве, регоператорам настоятельно рекомендовано установить в 2019 году плату не более
35 рублей с 1-го человека для жителей сельской местности, где отсутствует на сегодняшний день система сбора и вывоза отходов и 70 рублей там, где осуществляется планово-регулярный вывоз.

Льготы на оплату услуг по обращению с ТКО

Жители Башкирии могут получить льготы на оплату новой услуги по обращению с ТКО.

Есть несколько вариантов мер социальной поддержки, установленных законодательством. Расходы на жилищно-коммунальные услуги возмещаются в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) и субсидий. К льготным категориям относятся многодетные и неполные семьи, одинокие пенсионеры и другие социально незащищенные категории граждан. Субсидией могут воспользоваться и те жители, чьи расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные исходя из стандартов их стоимости, превышают максимально допустимую долю расходов на этот вид услуг в совокупном доходе семьи. Для многодетных и неполных семей это 15%, для одиноких пенсионеров — 18%, для иных категорий граждан — 20%.

Право на предоставление ЕДК имеют ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, ветераны труда, инвалиды, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, отдельные категории многодетных семей. Она определяется в процентном отношении к республиканским стандартам стоимости ЖКУ на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Эти стандарты ежегодно устанавливает Правительство республики отдельно по каждому муниципальному образованию.

Чтобы оформить ЕДК или субсидию, необходимо обратиться в филиалы Республиканского центра социальной поддержки населения по месту жительства, либо в многофункциональные центры, или подать заявку в электронной форме через республиканский портал. Перечень необходимых документов размещен на сайте РЦПН. Там же с помощью «онлайн-калькулятора» можно рассчитать примерный размер субсидий. Ознакомиться с условиями и порядком предоставления мер социальной поддержки, перечнем необходимых документов поможет «интерактивный онлайн-консультант». Можно предварительно записаться на прием к специалистам филиалов
ГКУ РЦСПН с помощью функции «прием граждан».

Главным условием для оформления единой денежной компенсации и субсидий является отсутствие задолженностей за жилищно-коммунальные услуги.

 

«Горячие линии» региональных операторов и государственных органов

С 1 ноября работают «горячие линии» региональных операторов для информирования населения. Специалисты консультируют жителей по всем интересующим вопросам, связанным с работой регионального оператора по своей зоне. Звонки бесплатные, «горячие линии» работают с 9.00 до 17.00 в будние дни.

Зона №1 – МУП «Спецавтохозяйство по уборке города»  – тел. 8 – 800 – 347 – 80 – 03

Зона №2, №4+ – ООО «Дюртюлимелиоводстрой» – тел. 8 – 800 – 511 – 84 – 20

Зона № 3 ООО РО «Эко-Сити» – тел. 8-800-700-49-00

Зона №4 – ООО «Экология-Т» – тел. 8-800-250-01-85

Также на сегодняшний день открыты «горячие линии» по вопросам перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в следующих государственных органах исполнительной власти Республики Башкортостан:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан –
тел. 8(347) 223-32-80 (круглосуточно)

Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору – тел. 8-937-845-28-42;

Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – тел. 8 (347) 218-07-35; 8 (347) 218-07-19 (время работы «горячей линии»: в рабочие дни с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00).

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан –
тел. 8 (347) 218-03-90 (время работы «горячей линии»: в рабочие дни с 9:00 до 12:30 и с 13:30 до 18:00).

 

Полномочия органов государственной власти в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Минэкологии природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет

региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах, хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

утверждает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО;

устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов;

разрабатывает и утверждает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

регулирует деятельность региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

разрабатывает, утверждает и реализует региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

участвует в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами.

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору  осуществляет:

контроль за соблюдением порядка предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе правильности определения размера платы;

лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Управляющие компании и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом организуют места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

За органами местного самоуправления с 1 января 2019 года законодательно закрепляются полномочия (обязанность) по созданию и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО.